Золото дураков, или кошкино золото. Какое отношение оно имеет к истинному золоту?
История взаимоотношения человека с широко распространенным в природе минералом — сульфидом железа (пиритом), весьма примечательна. Еще в древние времена люди заметили, что пирит, с одной стороны, имеет некоторое внешнее сходство с золотом, с другой — обладает замечательным свойством: при соударении с другим куском пирита высекает искры. Но должны были пройти тысячелетия, прежде чем люди поняли, что пирит не просто похож на золото, что он может содержать золото…
Золотисто-желтый сульфид железа — пирит — один из наиболее распространенных рудных минералов на земле, его кубические кристаллы известны любому мало-мальски любопытному школьнику. Из-за самого грубого внешнего сходства с золотом во времена испанских конкистадоров пирит получил «народное» название золота дураков. На Урале после открытия первых золотых россыпей за пиритом закрепилось не менее обидное название — кошкино золото.
Хотя пирит и не столь дорог, как золото, он также обладает рядом замечательных свойств. Так, он способен высекать искры при соударении с другим куском пирита. Поэтому считалось, что этот камень хранит душу огня. Его считали чудесным талисманом, защищающим от нападения крокодила, в захоронениях индейских вождей встречались полированные пластинки пирита — вероятно, используемые в качестве зеркал. Пирит обладает золотистым металлическим блеском, а его кристаллы имеют форму куба — эти его свойства использовали ювелиры, делая из пирита украшения — броши, пряжки… В средневековье, в пору моды на изделия из пирита, камень этот даже получил название альпийского алмаза…
Есть у сульфида железа одно интересное свойство — при разной температуре кристаллизоваться в разной форме: так, при более высоких температурах формируются кубические кристаллы уже известного нам пирита, а при более низких — удлиненные кристаллы-лучи, часто расходящиеся из единого центра — такая модификация этого соединения называется марказит. Причем достаточно часто пирит и марказит встречаются в одних и тех же породах, фиксируя своим появлением разные этапы их формирования и преобразования.
Но вернемся к связи пирита и золота. Для того чтобы сформировалось месторождение, необходимо, чтобы полезный компонент (например, золото) был переведен в подвижную форму, собран со значительных объемов пород, а затем в каком-то локальном пространстве опять переведен в форму неподвижную. Наиболее распространенный в природе механизм образования золоторудных месторождений — это гидротермальный механизм.
Схема гидротермального процесса при образовании золоторудных месторождений — переход золота в легкоподвижные комплексные соединения, чаще всего с хлором под влиянием горячих растворов, миграция вместе с этими растворами и отложение из растворов при изменении условий: температуры, давления, состава растворов. Весьма часто процесс осаждения золота из гидротерм сопровождается формированием сульфидных минералов, самым распространенным из которых является пирит. Россыпи же образуются при разрушении коренных месторождений, содержащих крупное свободное золото, при условиях, благоприятных для его накопления (наличие впадин-ловушек).
С древнейших времен до первой половины двадцатого века золото добывалось либо из россыпей, либо из кварцевых жил, содержащих крупное видимое золото. И очень быстро люди заметили, что если в таких жилах есть пирит, то высока вероятность того, что в них может быть и золото. А поскольку пирит более распространенный минерал, чем золото, даже в зоне месторождений, то пирит стал поисковым признаком золота в кварцевых жилах. Но примерно сто лет назад, когда в практику геологических исследований широко вошли методы химического анализа, геологи заметили, что золото может быть и в самом пирите.
Двадцатый век ознаменован запуском в эксплуатацию большого числа месторождений коренного золота. Так, по разным оценкам, на долю россыпного золота на сегодняшний день в мире приходится около 5−10%, на территории России — до 20%, все остальное золото — из месторождений, расположенных в неразрушенных породах — коренное. Коренные золоторудные месторождения подразделяются на несколько типов, причем имеется несколько разных классификаций, но во всех из них так или иначе выделяются такие типы, как золото-сульфидная, золото-кварц-пирит-арсенопиритовая или им подобные. В этих типах месторождений золото невидимое — т. е. входящее в зерна сульфидных минералов, а конкретнее — в сульфоарсенид железа — арсенопирит, и в сульфид железа, как в форме пирита, так и в форме марказита.
Руды, в которых собственно зерен золота не видно, а золото все же есть — в виде микро-включений в другие минералы, называют упорными рудами. Упорными потому, что извлечение золота из таких руд сопряжено со значительными трудностями: для того чтобы извлечь золото, надо разрушить сам минерал-носитель золота, а кроме того, высвободившееся золото надо суметь отделить от вмещающей породы и собрать. Соответственно, обогащение таких руд является наукоемким производством и сопряжено со значительными финансовыми затратами. Изучение формы вхождения золота в сульфиды показало, что это могут быть как микроскопические срастания самородного золота с сульфидными минералами, так и твердые растворы золота в сульфидах.
Среди месторождений, содержащих преимущественно упорное золото, имеются настоящие гиганты. Таким является Сухой Лог, месторождение, открытое в 1967 году, расположенное в Иркутской области, содержащее 1970 тонн золота, по большей части в сульфидах. В известном золоторудном гиганте Мурунтау часть металла содержится в сульфидах.
Месторождения карлинского типа, получившие название по месторождению Карлин, расположенному на севере штата Невада и содержащему субмикроскопическое золото в сульфидах, локализованных в слабоизмененных существенно карбонатных породах, образовавшихся на шельфах древних морей, содержат 4,7% от мировых запасов золота. В России к карлинскому типу относятся Воронцовское на Урале, Маломыр в Амурской области и Нежданинское в Якутии.
Несмотря на сложности переработки, упорные руды привлекают к себе все большее внимание, во-первых, потому, что россыпи исчерпаемы и, во многом, уже исчерпаны, а во-вторых. потому, что месторождения упорных руд хранят в себе большие запасы металла. Некоторые исследователи полагают, что бедные золото-сульфидные месторождения, такие, в которых содержание золота превышает среднее содержание этого металла в земной коре всего в несколько раз, являются практически неисчерпаемым резервом этого металла в будущем, поскольку таких зон много и они весьма протяженные.