Давать или нет подаяние просящим?

Затронутая тема не совсем обычна накануне праздника Нового года, когда множество людей, живущих в разных странах, ждет новогодних чудес и подарков от Деда Мороза. Ждут и дети, и взрослые, совершенно не задумываясь о том, что новогодний подарок (дар Божий) имеет отношение к религиозным верованиям. Дед Мороз в то же время в некоторых религиях сопоставляется с Николаем Чудотворцем архиепископом Мирликийским.

Живший в конце III, начале IV веков в Мире святитель Николай известен тем, что раздал нуждающимся все унаследованное от своих родителей имущество. Святитель Николай Чудотворец известен и своими молитвами за моряков и других путешественников. К путешественникам-странникам можно причислять как обычных бродяг, так и людей, гонимых судьбой — пострадавших от пожара, мора и других несчастий. Большинство этих странствующих и страждущих жили за счет подаяния.

Термин «подаяние» считается устаревшим и сейчас в употреблении имеется слово милостыня, которое означает пожертвование из милосердия и сострадания нуждающимся денег, продуктов питания, одежды и другого имущества. Однако слово «подаяние» больше подходит под действие, которое совершает один человек, по каким-то соображениям отдавая свое имущество другому человеку. Поэтому будем использовать это слово и далее по тексту.

Нам известно, что подаянием жил представитель философской школы циников греческий философ Диоген (412−323 гг. до нашей эры), все имущество которого составляли бочка для жилья, мешок для хлеба, палка и плащ. Подобным аскетизмом в своей жизни Диоген осуществлял на практике основные принципы этой школы, утверждавшей о том, что высшее благо состоит в максимальном сокращении потребностей человека.

Прося подаяния, Диоген говорил: «Если ты подаешь другим, подай и мне, если нет, то начни с меня». Подаянием жили юродивые и блаженные. О подаянии говорят Яса Чингисхана, буддизм и другие религии, призывая помогать ближнему своему: «Просите, и дано будет вам, ищите и найдете, стучите, и отворят вам». Увещание к щедрому, охотному и радушному подаянию (2Кор.9:6−15) говорит: «милостыню подавать надобно».

«Благодатию Божию» называл дела милосердия святой Иоанн Златоуст, говоря: «Бедные — врачи наших душ, благодетели и предстатели, потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь…». «Дай бедному, и — пусть сам ты будешь молчать, — тысячи уст заговорят в защиту тебя, потому что милостыня восстанет и защитит тебя: милостыня есть выкуп души… она может и загладить грехи и избавить от суда».

Один из космических (эзотерических) законов также гласит: «Чем больше отдаешь, тем больше получаешь». Таким образом, все перечисленные учения призывают — отдай, когда просят. Но что делать, когда нищих очень много? Как распознать просящего? Кто стоит перед нами с протянутой рукой? Немощный человек, блаженный философ или тунеядец, не желающий работать? Некоторые так и говорят: «Я подам, а он эти деньги пропьет!» Как поступить в данном случае?

Сейчас даже добродетель сделали прибыльным бизнесом и способом ухода от налогов, а на улицах городов стало появляться множество разного рода попрошаек и просящих милостыню. С детьми и в одиночестве ходят они и сидят с протянутыми руками, приставая к прохожим. (Даже в церковь одно время было сложно пройти через толпу нищих, требующих подаяния. Этот вопрос урегулировали, видимо, достаточно жестким способом, и просящих милостыню осталось всего несколько человек.)

Говорят, что попрошайничество — это доходный промысел, который приносит достаточно много денег. В Интернете я даже нашел информацию о том, что российским законом подаяние облагается соответствующим налогом. Это в то время, когда «кесарю» мы уже отдали свою десятину, и наше милосердное ДАРение — это акт нашей доброй воли, направленный на приношение РАДости другому человеку.

Меня иногда спрашивают мои товарищи, посещающие церковь, давать или не давать милостыню просящим. Я отвечаю на заданный вопрос таким образом: идешь просить, а сам подать не хочешь. Нам не дано знать, кто стоит перед нами и на какие цели просит подаяния просящий. Пусть это остается на его совести, а у каждого есть своя голова и каждый должен решать сам, давать или не давать милостыню. Если жалко, то не давай.

Я считаю, что в таинстве подаяния есть и другая, более важная, скрытая сторона взаимоотношений между людьми, связанная с внутренним содержанием человека и его места в обществе. В древнерусских былинах встречается древний социальный термин «гой еси» (кто ты есть), определяющий принадлежность человека, выпавшего из своей социальной среды. Таких людей, оказавшихся вне общества, называли изгоями.

Выжитый (изгнанный) из своего рода изгой вынужден был скитаться и просить подаяния. Изгнанный из общества человек, получивший проклятие своего рода, не мог общаться с кем-то из своих бывших сородичей. Таким примером может быть каста неприкасаемых в Индии, с которыми никто из представителей других каст не общается. Неприкасаемого могут убить, если он коснется кого-то или тень его упадет на тень достойного человека.

И бродит такой изгой неприкаянным, не имея возможности ни общения, ни покаяния, как в песне Александра Малинина «Неприкаянный»:

Это я, Господи, это я, Света и тьмы полна жизнь моя, Неприкаянный весь мой век. Позабыл давно, где твой храм, И твой колокол звал не меня. Кто винил тебя, проклинал, Дай кару лютую, все стерплю, Только знать бы мне, что не зря. Кто у пропасти на краю, Это я, Господи, это я.

Для такого вот изгоя, бродящего по свету и просящего покаяния, существует возможность оказаться полезным кому-то — это дать подаяние нищему, просящему милостыню. И тогда, как говорил Иоанн Златоуст, «тысячи уст заговорят в защиту тебя, милостыня есть выкуп души, она может и загладить грехи, и избавить от суда».

Таким образом, право каждого — просить. И право каждого — давать или не давать.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: