Ода гуаши
В прошлом гуашь рассматривалась как материал чисто оформительский, приспособленный лишь для утилитарных нужд и единовременного пользования. Краски красивые, яркие, но не долговечные, бытовало мнение. Я думаю, что это не так, и гуашь как средство выражения самых высоких идей и чувств еще не реализована в полной мере. Уверен, огромные возможности этого уникального материала скажут свое слово в мировой живописи.
Гуашь, когда произносят это слово, рождается удивительный и ни с чем не сравнимый запах материала, как начало, как ключ к пониманию неповторимого мира, заложенного в нем. Вспоминается все, что делалось ранее в виде движения токов души и рождается возвышенное состояние, той особой художественной нирваны, называемой вдохновением. Сердце художника наполняется страстью творчества, и кажется, что тебе все по плечу. Совершается акт творения нового мира, через молитву мастера перед листом бумаги иди полотном. Но чтобы так понимать и любить материал и свое дело, его необходимо знать и ценить, как самое дорогое, как соратника в многотрудном пути художника и человека. Осмелюсь поделиться с вами, дорогие читатели, некоторыми соображениями по непосредственному процессу работы с гуашью. И еще кое-какими сопутствующими мыслями.
Гуашь для меня представляет собой материал с широчайшими возможностями — от нежнейшего водяного, акварельного письма до корпусного мазкового. Появляется возможность претворить в жизнь любые, самые смелые замыслы автора.
Конечно, гуашь отличается и от акварели, масла или темперы, хотя с последней у нее много общего. Неповторимость материала, как раз дает возможность проявиться в полной мере индивидуальности автора. Гуашь это матовая, бархатная поверхность благородная во всех отношениях, Как бы художник ни терзал ее в процессе работы, божественное спокойствие материала в итоге одерживает, как бы, некую победу над мятежным духом художника и приводит в равновесие вновь рожденный мир автора. Чистяков говорил: «По сюжету и прием». Но и матер ал со своей неповторимостью оказывает сильнейшее действие на автора и принимаемые им решения, даже на сюжет произведения, а скорее на его глубинную суть, которую невозможно описать словами.
Свои гуашевые работы я начинаю легко в акварельной технике иногда даже и останавливаюсь, когда чувствую, что вот оно свершилось. Но, как правило, иду дальше, переход, где нужно к более корпусному, мазковому письму, сродни масляной живописи, по сюжету и приему оставляя места первоначальных лессировок. Нельзя забывать, что этот материал работает наиболее мощно и цельно плоскостью, локально. Тонкое лессировочное письмо наносится же в гуаши изначально, а не в конце, В этом одно из отличий этого материала от других.
Можно работать гуашью и как пастелью или карандашом, выявляя образ небольшими мазками.
Итак, мы определили, что гуашью можно работать, как акварелью, маслом, пастелью и др. Но есть некоторые качества, свойственные только этому материалу Во первых, им нельзя писать лессировками, как завершающим этапом в создании произведения, но лишь в начале. Корпусно положенные мазки нежелательно перекрывать жидко, как акварели, во избежание появления грязи и в итоге создания сумбурной вещи. Во вторых, гуашь хороша, когда напоминает флорентийскую мозаику, или пуантель, т. е. сохраняет ЧИСТОТУ и звонкость красок. Именно этот язык наиболее свойственен и приемлем для гуаши.
Она, по моему мнению, не для начинающих, но для профессионалов, которые умеют и могут работать быстро, на одном дыхании. Мастера и дети работают в одной плоскости свободы творчества.
Я видел много раз, как гуашью пишут дети. Они сразу, без подмалевков и долгих рассуждений, берут и лепят образ. Уверен, по-другому с ней просто нельзя. В этом и заключена неповторимая суть этого материала.
Нет, я, конечно, не запрещаю пользоваться этим материалом всем, кто этого хочет. Пробовать необходимо. Хотя бы для того, чтобы самому определиться и понять на каком уровне творческой свободы он находится.
Пикассо немного лукавил, когда говорил, что посвятил жизнь тому, чтобы научиться писать, как ребенок. Я думаю, что детская свобода несколько однобока, поэтому их рисунки зачастую похожи один на другой. В них нет пока яркой индивидуальности, выработанной художником в сражениях с жизнью и самим собой, но есть свобода. И Пикассо, и другие великие сумели слить воедино детскую свободу, дарованную изначально, с индивидуальным, неповторимым почерком мастера.
Сохранить свободу, став личностью в искусстве, вот одна из целей творчества.
Хочу поделиться еще одним соображением. В связи с тем, что гуашь — материал, как мы определили выше, «быстрого реагирования», то очень хорошо и удобно работать им на пленэре. Делая этюды, а порой и законченные произведения, быстро и уверенно, ловить неповторимые мгновения вечно меняющегося и уходящего мира, как вокруг, так и внутри нас. Все мои гуаши сработаны именно таким образом. И чистоту, и лучезарность я почерпнул под небом в прямом общении с миром. Гуашь сохнет быстро, поэтому мобильность в передвижении, которая так необходима художнику, раскрывается в полной мере, позволяя делать большое количество совершенно разных работ. После такого, наполненного работой дня, чувствуешь, что не зря живешь и творишь. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Особое счастье и честь быть художником в такие времена. Брать на свои плечи тяжесть мира и нести ее до последней черты, не сгибаясь и не предавая ни себя, ни тех, кто в тебя верит, зажигая твердостью и уверенностью слабые сердца.
Я пришел к гуаши после длительного периода работы маслом, акварелью, пастелью и другими средствами выразительности. Сейчас пишу исключительно ей, как наиболее подходящим мне материалом. Наверное, у каждого художника разные периоды творчества, соответствуют разным материалам, раскрывающим в наибольшей степени их художнические воззрения, темперамент и внутреннее состояние.
Еще несколько практических советов.
1. Писать гуашью пастозно не рекомендуется, так как толстый слой краски неминуемо потрескается, а затем осыпется.
2. Гуашевые картины, написанные на холсте, можно закреплять лаком, но при этом необходимо помнить, что под ним краски сильно меняются в цвете. Я много раз проделывал такие эксперименты, добиваясь интересных результатов.
3. Хранить гуаши надо как и другую живопись: необходима ровная температура, рассеянный свет, а лучше в темноте и с нормальной влажностью. Самое главное, гуаши боятся чрезмерного тепла и сухости, от этого даже тонкий слой краски может потрескаться.
4. В раме под стеклом гуаши прекрасно себя чувствуют долгие годы. Но все же необходимо избегать прямого сильного света, чрезмерного тепла и влажности. Гуашью, как отмечалось выше, можно работать, как акварелью и так же сильно и мощно, как маслом или темперой. В этом раскрывается еще одна сторона материала — его универсальность. Но в то же время, сохраняя и приумножая свои неповторимые черты, матовую поверхность, чистоту красок, свойственную мозаике и обратный метод работы — отлессировокдо корпусного письма. Конечно, по большому счету, в итоге все зависит от самого художника, высоты его свободного духа, мастерства и творческой индивидуальности. Придет время и его огонь перейдет в другие достойные души и сердца.
Художник А. Киргизов
Журнал «Художественный совет» №4 (32)
Сайт автора: www.kirgizov.by.ru