«Неудержимые 3». В бой идут не одни старики?
Неофициальный свод правил Голливуда гласит: «Если хорошего фильма мало — сделай трилогию». Это вам не какой-нибудь ветхозаветный пиратский кодекс, а самый настоящий экономический постулат, ибо вытягивать из аудитории деньги намного проще на узнаваемых героях, нежели каждый раз начинать творить с нуля.
Сильвестр Сталлоне усвоил урок еще тогда, когда многие из сегодняшних зрителей буквально ходили под стол пешком. Четырежды он выпускал на охоту своего Рэмбо (а там еще и пятая вылазка корячится), еще шесть раз выходил на ринг в образе Рокки Бальбоа. С последним актер окончательно завязал, ибо годы берут свое и 12 раундов даже с учетом монтажа, спецэффектов и дублеров уже выстоять на ногах тяжеловато. Тем более что нынче ветеран озабочен развитием иного проекта — олдскульного боевика-винегрета «Неудержимые», прославившегося тем, что в 2010 году собрал под свое крыло многих ярких киногероев прошлого и настоящего. Однако как не существует рецепта успеха, так и не бывает трилогий без изъяна.
…Барни Росс сотоварищи, несмотря на солидный средний возраст команды, продолжают впахивать на правительство, выполняя смертельно опасные миссии в самых горячих точках планеты. Невзирая на морщины и прогрессирующий артрит, они наемничают по всему миру, потому как за это хорошо платят, ничему другому они не обучены, да и вообще, никто тут вечно жить не собирается. И вдруг на очередном задании Барни сталкивается нос к носу с давним и злейшим врагом «Неудержимых» — торговцем оружием и просто редиской, мистером Стоунбэнксом. По всем расчетам негодяй должен был последние лет десять кормить червей, но он не только жив и здоров, но еще и успевает подгадить Россу, подстрелив в зад беднягу Цезаря.
В расстроенных чувствах Барни распускает сплоченный годами и битвами коллектив, дабы осуществить месть в одиночку. Но в последний момент понимает, что самоубийство не в его стиле и набирает новую команду из молодых и амбициозных бойцов. «Старички» недовольны, «молодняк» качает права, Барни мнёт желваки, а треклятый Стоунбэнкс, окруженный плотным кольцом охраны, готовится к самому худшему. Что ж, не зря готовился…
Третий выход старичков-разбойников во главе со Сталлоне состоялся вопреки прогнозам, что с убытием из проекта зажравшегося Брюса Уиллиса, а также с отказом Джеки Чана, Стивена Сигала и Микки Рурка триквел может и вовсе остаться на бумаге. «Крепкого орешка», чересчур резко поднявшего планку гонораров, без видимых усилий заменили на Харрисона Форда, а в числе свежеприглашенных звезд внезапно оказались Уэсли Снайпс, Антонио Бандерас, Мел Гибсон и пучок новобранцев, чьи имена запоминать ни к чему. Спору нет, зритель соскучился по Снайпсу, который, шутки шутками, но действительно на три года выбыл из обоймы киностудий в связи с отбыванием тюремного срока за неуплату налогов. Форд отработал ровно, но без энтузиазма, как и полагается временно исполняющему обязанности, хотя и Уиллис в «Неудержимых» больше смахивал на свадебного генерала, нежели на полноценный персонаж.
С остальными новичками франшизы ситуация похуже: Гибсон, конечно, может и фонарный столб сыграть, если надо, но все же мы привыкли видеть его в ролях положительных; Бандерас всю дорогу паясничает и, судя по всему, получил установку повторить образ «Кота в сапогах», только вживую; молодежь традиционно в кадре пыжится и пытается соответствовать, но выглядит на фоне могутных Шварцев, Стейтемов и Лундгренов тускло и жалко. Вот почему, когда старая гвардия, несмотря на рефлексию командира, возвращается, облегченно вздыхает не только сам Барни Росс, но и зритель.
Не то чтобы первые два фильма радовали сценарными выкрутасами, но там, по крайней мере, был хоть какой-то сюжетный стержень. Третья часть существует по принципу «Эй, ухнем, само пойдет!». Само не пошло. У четырех сценаристов «дитя» осталось без глазу, существуя в тех же обозначенных рамках, что и предшественники: миссия — злодей — потеря — месть. Забавные перепалки Сталлоне и Стэйтема приедаются на первых минутах, как и скромный юмористический вклад морщинистого Терминатора, привычно не выпускающего изо рта кубинскую сигару.
Фатальной же ошибкой триквела стал возрастной ценз. Лента в прокате получила подростковый рейтинг PG-13, лишившись самой изюминки — жестких батальных сцен, кровищи и прочих атрибутов олдскульности. На смену брутальности пришли компьютерные спецэффекты, бескровные драки, петарды и хлопушки и прочие IT-игрушки, коими аудитория наелась на многочисленных комиксах для детей и их родителей. Забавно, что понизив возрастную планку, продюсеры, видимо, надеялись привлечь в кинотеатры больше зрителей, но вышло все ровным счетом наоборот.
Очевидно, что сама идея «Неудержимых» уже исчерпала свои ресурсы и сейчас франшизе для развития, а четвертая часть уже анонсирована, требуется, как минимум, внятная цель. Бесконечное наращивание звездных лиц в кадре, безусловно, фишка киносериала, но ей еще надобно грамотно воспользоваться. Покамест же третья часть видится продолжением необязательным и местами нелепым, а приглашенные небожители Голливуда еще в состоянии самостоятельно потянуть за собой любой проект, а не размениваться на коллективные собрания престарелых киногероев.