Первая Аврора московской сцены – кто она? Любовь Рославлева
Искусство этой выдающейся балерины рубежа XIX–XX веков восхищало современников. Любовь Рославлева создала целую галерею ярких образов. На московской сцене она стала первооткрывательницей ряда партий, в числе которых – Аврора в «Спящей красавице». Артистку называли украшением и гордостью русского балета.
…Шаловливая девочка-принцесса протягивает руки к роковому веретену — и погружается в столетний сон. Чудесным видением является она мечтательному юноше — именно он должен пробудить её. Наконец, в финале героиня — воплощение взаимной любви. Аврора — как утренняя заря, которая восходит вопреки проискам злых сил и помогает восторжествовать добру. Образ прекрасной принцессы из сказки стал символом классического танца.
Впервые балет «Спящая красавица» был поставлен в 1890 году в Мариинском театре. Мариус Петипа создал настоящую хореографическую симфонию — гениальная музыка Петра Ильича Чайковского нашла достойное воплощение. В день петербургской премьеры главную партию станцевала Карлотта Брианца. Девять лет спустя «Спящая красавица» появилась в репертуаре Большого театра. Первой Авророй в Москве стала выдающаяся балерина Любовь Андреевна Рославлева (1874−1904). Её творчество — удивительно яркое явление в искусстве. Стремительный взлёт
Путь в балет иногда бывает не совсем обычным. Любовь Рославлева появилась на свет в семье предводителя дворянства. Детство будущей танцовщицы пришлось на трудное для её родных время, поскольку отец разорился. Мать давала уроки музыки, чтобы как-то заработать на жизнь. Для дочери поступление в Московское театральное училище означало возможность получить образование за казённый счёт. Так одиннадцатилетняя Люба оказалась в мире балета.
Её редкостные способности были замечены практически сразу. В первый же год талантливая воспитанница исполнила сольный номер в балете «Дон Кихот». В старших классах учителем Рославлевой стал Хосе Мендес — испанский хореограф и педагог. Он был последователем итальянской школы, славившейся небывалой для того времени виртуозностью. Под его руководством ученица смогла в совершенстве овладеть танцевальной техникой.
В 1892 году юная выпускница начала выступать в Большом театре. Её взлёт был стремительным. Очень скоро Рославлева исполнила свою первую главную партию — весёлую и одновременно мечтательную Сванильду в балете Лео Делиба «Коппелия». Создание образа потребовало выразительной актёрской игры и блестящей техники танца. Начинающая артистка очень успешно справилась со сложной ролью. В последующие годы репертуар балерины расширялся, она исполнила многие ведущие партии. Одухотворённая виртуозность
Неоднократно Любовь Рославлева выступала в Санкт-Петербурге. Её вызывала дирекция Мариинского театра, подчас весьма неожиданно. Там в те годы царила итальянка Пьерина Леньяни — именно она первой исполнила знаменитые тридцать два фуэте. Её техника в то время казалась недосягаемой. Однако так было до тех пор, пока прославленную виртуозку не превзошла Рославлева. Московская гостья исполнила фуэте по диагонали, чего не умела даже Леньяни.
Техническое совершенство танца Рославлевой сочеталось с непревзойдённым драматическим мастерством. На её творчество большое влияние оказало искусство актёров Малого театра. Любовь Рославлева была женой Прова Садовского (младшего) и часто посещала спектакли. Балерина старалась постичь умение вникать в психологию персонажей. Это позволило Рославлевой каждый образ сделать глубоким и выразительным. Принцесса из волшебной сказки
В конце XIX столетия московский балет переживал непростой период. Труппа была достаточно сильной, однако отсутствие достойного балетмейстера ограничивало её возможности. Но в 1899 году с Большим театром начинает сотрудничать Александр Горский. Это открыло новую страницу в истории балета. В том же году «Спящая красавица» была перенесена на московскую сцену. Партию Авроры станцевала Любовь Рославлева — к тому времени признанная звезда.
Балет-симфония со сложной хореографией Петипа и глубокой музыкой Чайковского стал экзаменом для московской труппы. Выдержан он был с честью. Выступление Рославлевой в партии Авроры стало настоящим событием. Филигранная техника классического танца проявилась во всём блеске и великолепии. Это сочеталось с прекрасной актёрской игрой. С большим драматизмом была исполнена сцена смерти Авроры. Воздушный танец балерины сравнивали с музыкой русских композиторов. Свет яркой звезды
Героини Рославлевой были очень разными. На премьере балета Людвига Минкуса «Дон Кихот» зрители увидели её озорную Китри. В этом образе органично сочетались бравурность и лирика. Горский создал оригинальную редакцию спектакля, которая стала классической. Одной из первых станцевала Рославлева Раймонду в одноимённом балете Александра Глазунова. Героиня была удивительно возвышенной и поэтичной. Балерина передавала танцем целую гамму переживаний — радость, задумчивость, грусть.
1902 год был ознаменован гастролями в Монте-Карло. В них приняли участие лучшие русские артисты. В их числе — Любовь Рославлева. Успех её был огромен. Она повторяла свои выступления по просьбе зрителей. Затем последовали гастроли в Варшаве. Там, помимо других ролей, Рославлева исполнила Одетту и Одиллию в «Лебедином озере». Критики называли артистку украшением и гордостью русского балета.
Жизнь выдающейся танцовщицы оборвалась очень рано — в тридцать лет. Незадолго до кончины Рославлева создала трагический образ Никии в балете Минкуса «Баядерка». Творческий путь артистки оказался недолгим, но на редкость ярким. Танец первой Авроры московской сцены продолжает жить в легендах. Он стал зарёй новой эпохи в русском балетном театре, которая наступала на рубеже XIX—XX вв.еков.