«Лучший стрелок» (1986). Чем покорили зрителя Том Круз и «небесные скороходы»?
Мировой хит «Лучший стрелок» стоил продюсерам Дону Симпсону и Джерри Брукхаймеру скромные 15 миллионов, что по нынешним меркам – половина гонорара какой-нибудь мегазвезды. Того же Тома Круза, сыгравшего в их фильме главную роль. Картина произвела в прокате эффект разорвавшейся бомбы, хотя формально ничто такого успеха не предвещало. Кинорецензия на фильм «Лучший стрелок» (Top Gun, 1986).
В прежние времена, а конкретно в восьмидесятые годы прошлого столетия, компьютерные технологии еще не позволяли рисовать огромных роботов и мохноногих хоббитов вполглаза, а если такие задачи перед режиссером и стояли, то требовали привлечения солидных ресурсов — как материальных, так и трудовых. Бюджеты и сюжеты были проще, никаких тебе синелицых пришельцев, супергероев в железных доспехах и прочей комиксной, фэнтезийной и фантастической публики.
Понятие «блокбастер», прочно осевшее в обиходе киношников и зрителей со времен «Челюстей» Спилберга, в нулевых окончательно дискредитировало себя, ибо сегодня некоторые полнометражные мультфильмы обходятся своим создателям в девятизначные суммы. Мировой же хит «Лучший стрелок» стоил продюсерам Дону Симпсону и Джерри Брукхаймеру скромные 15 миллионов, что по нынешним меркам — половина гонорара какой-нибудь мегазвезды. Того же Тома Круза, сыгравшего в их фильме главную роль.
Полностью оправдав природу явления, картина произвела в прокате эффект разорвавшейся бомбы, хотя формально ничто такого успеха не предвещало: актеры в кадре больше позируют, чем играют, сюжет написан троицей не особо даровитых сценаристов, а спецэффекты представляют собой мешанину из летающих в небе самолетов, встревоженных лиц и нервических переговоров в воздухе.
…Симпатичный сукин сын по кличке Скиталец и его напарник Гусь отдают долг отчизне, пилотируя истребители класса F14. В родной эскадрилье им нет равных по храбрости и дерзости воздушных маневров, однако всякий высший пилотаж познается в сравнении, поэтому парней отправляют на повышение квалификации в элитное подразделение Top Gun, где из лучших летчиков делают самых лучших.
Желая всюду быть только первым, Скиталец быстро заводит себе друзей и недоброжелателей, а также вступает в рискованные романтические отношения с прелестной дамой-астрофизиком, проводящей у будущих асов инструктаж на тему «Как нам победить МИГ-28». Однако безрассудный характер в карман не спрячешь, и вскоре с командой бравых пилотов случается несчастье, способное не только затушить жаркий огонь любовной страсти, но и поставить жирный крест на карьере перспективного молодца…
Складывается впечатление, что сценарий «Лучшего стрелка» (перевод однозначно не самый удачный, но прижился) писали не три взрослых мужика, а трио домохозяек, каждая из которых привнесла в ленту частичку самой себя: неопытность, невежество, недо… В общем, невероятную жажду романтики. И тут не как в песне — сначала самолеты, а девушки потом, тут все вместе и сразу, чтоб из постели за штурвал и обратно. Настолько все плоско, прямолинейно и пафосно, что диву даешься, как аудитория купилась на подобный бесхитростный развод.
На самом же деле причин несколько, и только в совокупности они позволили работе Тони Скотта превзойти самые смелые ожидания. Впрочем, односложность сюжета сбрасывать со счетов не стоит, ибо публике всегда нравились простые, незамудренные истории, в которых герои просто спят, едят, выделываются на дорогущих летательных аппаратах и охмуряют красивых женщин (см. «Перл Харбор»). Либо звезды так сложились, что американцам вдруг захотелось незатейливой романтическо-патриотической чуши, дабы в тысячный раз удостовериться в том, что их родина — лучшая страна в мире.
Не исключено, что именно поэтому банальный и приторно слащавый «Лучший стрелок» с трудом, но обошел ироничную комедию про брутального австралийца «Крокодил Данди» и легко уделал по кассовым сборам серьезный «Взвод», заняв по итогам 1986 года первую строчку в хит-параде самых коммерчески успешных лент. Сей факт настолько задел преподавательский состав настоящей школы Top Gun, а такая существует в реальности, что каждому, кто в присутствии инструктора вспомнит о существовании картины Скотта, незамедлительно выписывается штраф в 5 баксов. Что не столько затратно, сколько унизительно. Впрочем, рекрутеры ВВС США на волне ажиотажа проявили себя не только с гордой стороны, понаставив у выходов из кинотеатров агитационные пункты. Поговаривают, что такого наплыва новобранцев не было ни до, ни после премьеры «Лучшего стрелка».
Не последнюю роль сыграло участие в ленте восходящей голливудской звезды Тома Круза, хотя его место мог занять кто угодно, в том числе и Микки Рурк, который в ту пору был еще красавчиком, а не изуродованным боксом и ботокосом старпером. Забавно, учитывая, что оскароносная песня группы Berlin «Take My Breath Away», с тех пор неизменно присутствующая во всевозможных сборниках типа Romantic Collection, писалась специально для саундтрека эротической мелодрамы «Девять с половиной недель». Второе подряд сотрудничество с братским тандемом Скоттов (годом ранее актер снялся у старшего Ридли в фэнтези «Легенда») принесло Крузу мировую славу и резко повысило его доходы: уже пять лет спустя Том без лишних телодвижений вошел в так называемую группу «восьмизначников» — голливудских звезд с гонорарами свыше 10 миллионов долларов.
Хотя по фильму ему не приходилось прилагать особых усилий. Чаще всего мы видим главного героя скалящимся во всю ширь своего лица, либо сидящим в кабине самолета в наглухо закрытом шлеме. Единственная эротическая сцена, в которой Круз так и норовит залезть языком в рот своей партнерше Келли МакГиллис — и та была снята уже после первых предпремьерных показов по требованию встревоженных отсутствием «клубнички» зрителей.
Фактически, в успехе «Лучшего стрелка» можно «обвинить» кого угодно, включая режиссера Тони Скотта, который не стал упираться в драму, а просто давал команды оператору снимать крупные планы белозубых звезд и самолетов, не питая надежд насчет диалогов и актерской игры. Включая и композитора Харольда Фалтермайера, чьи мелодии к фильму мгновенно разошлись на музыкальные цитаты.
Спору нет, перед нами кристально честная голливудская попса, от которой не щемит сердце и не ноет душа, но радуются глаза, уши и та часть головного мозга, что заставляет нас покорно внемлить дурацким историям с хорошим концом под мерный хруст попкорна на зубах.