Как из мальчишек вырастить мужчин? 1. Личный опыт родителя
Я не специалист в области детского воспитания, но в последнее время меня стали часто спрашивать: «Как воспитывать мальчика, чтобы он вырос мужчиной?» Если вам интересно мое мнение родителя, я его выскажу, но будьте готовы к тому, что оно может не совпасть с вашим. Это лишь мое мнение и никому я его не навязываю. Вы имеете право на свое видение мира.
Когда речь заходит о воспитании детей, я обычно рекомендую следующие книги: Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», Масару Ибука «После трех уже поздно», Януш Корчак «Как любить ребёнка» и «Право ребёнка на уважение», Симон Соловейчик «Педагогика для всех», Игорь Кон «Мальчик — отец мужчины». Здесь я предлагаю свои субъективные и неотесанные мысли.
1. Покупая мальчикам игрушки, следует помнить, что пытливый ум ребенка обязательно захочет выяснить, как она (игрушка) устроена. Поэтому будьте готовы к такому исходу, а еще лучше, договоритесь с ним, что поможете ему в этом. Детские ручонки часто еще могут разобрать игрушку, а вот собрать ее обратно — далеко не всегда. Помогая понять устройство игрушки, рассказывая о том, как какая шестеренка, цепляясь, двигает то или иное колесико, вы не только удовлетворяете его любопытство, но и развиваете его абстрактное мышление.
Вместе с тем бывает так, что в воображении ребенка игрушка вдруг превращается в носителя какого-то зла, страха или чего-то темного.
Однажды я был свидетелем того, как мой сынишка 3 или 4 лет от роду камнем бил по недавно купленной игрушке. Не знаю, какое у меня было выражение лица, но повернувшись ко мне, он доверительно протянул мне свое орудие и сокрушенно признался: «Она не ломается!»
Больше всего в тот момент я был рад тому, что смолчал и не отпугнул ребенка, не поддался желанию остановить его. Меня поразило его доверие. Он не мог еще выразить словами свои чувства, но по сосредоточенному выражению лица и сопению я догадался, что это какой-то языческий ритуал, в котором мне предстоит участвовать. Мы вместе начали довершать начатую им экзекуцию, а через секунду-другую он уже забыл о своих проблемах и побежал играть. Какой бы дорогой ни была игрушка, здоровье ребенка — важнее.
2. С самого раннего детства (с 2 лет, по крайней мере) следует приучать ребенка держать карандаш, лепить из глины или пластилина, иными словами — что-то делать и мастерить пальчиками. Пусть вначале заданием будет просто обвести какой-то контур карандашом. Главное здесь — не красота рисунка, а развитие пальцев — это стимулирует развитие мозга и речи. Вторая цель (она более важная для мальчиков) — это постепенное приучение к усидчивости, к концентрации внимания — пригодится в учебе. От взрослых зависит, чтобы такие занятия были ребенку интересными. Не принуждайте его насильно к ним, приучайте постепенно, но и не позволяйте проводить больше часа за ними, отвлеките его чем-нибудь.
3. Моя бабушка говорила, что кости и мышцы у детей растут с разной скоростью, поэтому чувство дискомфорта, вызванное этим, дети убирают движениями. То есть для ребенка наказанием служит обездвиживание — сидеть на стуле или стоять в углу. Поэтому то, что дети носятся — это нормально, даже если они вечером с трудом доползают до постели и засыпают, не успев раздеться — они при этом тратят лишь 40% полученной энергии. Так продолжается до 24 лет. Остальные 60% они откладывают на доживание в среднем возрасте и старости.
4. Мужчины в среднем врут в течение дня до 250 раз (женщины — гораздо меньше). Например, отвечая на вопрос «Как дела?», делая комплименты и т. д. Но дети обычно не врут, а выдумывают. У мальчиков правое полушарие мозга, отвечающее за воображение, развито хуже, чем у девочек, поэтому следует поощрять развитие визуализации — читать им сказки и книги, обсуждать мультики и фильмы. Выяснить, когда ребенок говорит правду, а когда выдумывает — очень просто.
Смотрите ему в глаза. Когда он говорит правду, то есть вспоминает то, что действительно было, его зрачки будут уходить вверх и влево (от него), когда выдумывать — вверх и вправо. У некоторых детей и у большинства левшей — наоборот, когда вспоминает — вверх и вправо, а когда выдумывает — вверх и влево. Поэтому нужно откалибровать движение глаз своего ребенка, для этого попросите его вспомнить, например, любимый мультфильм (книжку, куклу…) или какое-то событие, свидетелем которого вы тоже были, и запомните, куда двинулись его зрачки — так будут двигаться его зрачки всегда, когда он будет вспоминать что-то. Другим признаком того, что ребенок действительно вспоминает, является отсутствующий взгляд прямо, иногда сквозь собеседника. Дифференцируя его поведение, вам лишь в крайних случаях придется информировать его о том, что вы знаете, что в данный момент он выдает желаемое за действительное.
5. Мужчину делает мужчиной наличие определенных качеств. В первую очередь — это ответственность, самостоятельность, целеустремленность и мужество. Малыши же полностью зависимы от взрослых, следовательно, они с самого раннего возраста приучаются к той линии поведения, которая вытекает из зависимости, это — привычка производить положительное впечатление на окружающих, чтобы заслужить их одобрение. Родители воспитывают из своих детей слуг — поощрение за хорошее (с точки зрения взрослых) поведение, и наказание — за плохое. Холопская психология и конформизм — вот что в итоге получается. Добавьте сюда низкую самооценку матери, которую она проецирует на ребенка, и в итоге получается человек, лишь внешне похожий на мужчину. А потом девушки вопрошают, куда перевелись настоящие мужчины?
Что делать?
Во-первых, матери, женщине следует всерьез заняться собой, чтобы стать уверенной в себе и самодостаточной. Здесь не нужно заниматься художественной самодеятельностью, только барон Мюнхгаузен смог вытащить себя за волосы из болота, всем остальным нужна помощь специалиста. Многие, считающие себя уверенными в себе и самодостаточными, на самом деле не являются таковыми, потому что бытовое понимание этих терминов не совпадает с научным.
Во-вторых, с самого раннего детства возлагать на ребенка ответственность, с которой он в состоянии справиться. Позволять детям учиться на своих ошибках, не делая за них их работу, а любовью и советом поддерживая их и признавая в них личность. Помнить, что еще ни один ребенок не просил его родить, рожаем мы их для себя, и воспитание ребенка заканчивается в 12 лет, далее оно сводится в основном к демонстрации примера — «делай как я». И от этих 12 лет зависит, какими будут последующие 50−60 лет вашей жизни с этим ребенком.